Основные требования к написанию эссе по истории
1) Понимание проблемы, заложенной в цитате (о чем хотел сказать автор цитаты? Какая проблема лежит в цитате?).
Возьмем для примера высказывание историка К.Д.Кавелина: «Царствование Петра было продолжением царствования Иоанна». О чем хотел сказать автор этих слов?
а) о том, что Петр I был всего лишь преемником Иоанна Грозного и его напрасно возводят в ранг великих реформаторов;
б) о том, что еще Иоанн положил начало тем преобразованиям, которые в XVIII в. кардинально изменили облик России;
в) о том, что любой крупный политик и государственник стоит на плечах своих предшественников;
г)...
2) Собственное мнение автора эссе (согласен или не согласен он с автором цитаты).
«Я согласен/ не согласен…»; «Мне кажется…»
3) Доказательства автора эссе в пользу своего мнения, основанные на исторических фактах, анализе исторических источников и литературы.
исторические примеры: «Проведем аналогии...»; «Сравним …»; «Обратим внимание на различия...»; «Вспомним…»;
усиление своих аргументов: «Я выделил несколько факторов: первый... второй...»; «Помимо таких отличий существует еще одно, на мой взгляд, основное»; «Это на первый взгляд незначительное противоречие, усиливается, если посмотреть на...»; «Более того...»;
обобщение доказательств: «Таким образом...»; «Это ли не...» и т.п.
4) Вывод автора эссе, который ни в коем случае не должен претендовать на место единственно правильного вывода или мнения; лучше всего закончить работу вопросительным предложением.
«Было ли правление Петра продолжением правления Ивана Грозного? Я высказал свое мнение, однако остается еще много вопросов, на которые сложно ответить однозначно/ответить на которые мне мешает ограниченность во времени (если это олимпиада) …» и т. д.
Критерии оценивания эссе:
понимание смысла высказывания, ставшего темой работы;
раскрытие личной позиции автора по теме;
грамотность использования исторических теорий, понятий, фактов;
логичность изложения темы;
аргументированность и точность выводов;
знание освещения данной проблематики в научных теориях, высказываниях ученых, политиков и т.д;
образность, эмоциональность.