Основные требования к написанию эссе по истории

1) Понимание проблемы, заложенной в цитате (о чем хотел сказать автор цитаты? Какая проблема лежит в цитате?).

Возьмем для примера высказывание историка К.Д.Кавелина: «Царствование Петра было продолжением царствования Иоанна». О чем хотел сказать автор этих слов?

а) о том, что Петр I был всего лишь преемником Иоанна Грозного и его напрасно возводят в ранг великих реформаторов;

б) о том, что еще Иоанн положил начало тем преобразованиям, которые в XVIII в. кардинально изменили облик России;

в) о том, что любой крупный политик и государственник стоит на плечах своих предшественников;

г)...

2) Собственное мнение автора эссе (согласен или не согласен он с автором цитаты).

«Я согласен/ не согласен…»; «Мне кажется…»

3) Доказательства автора эссе в пользу своего мнения, основанные на исторических фактах, анализе исторических источников и литературы.

исторические примеры: «Проведем аналогии...»; «Сравним …»; «Обратим внимание на различия...»; «Вспомним…»;

усиление своих аргументов: «Я выделил несколько факторов: первый... второй...»; «Помимо таких отличий существует еще одно, на мой взгляд, основное»; «Это на первый взгляд незначительное противоречие, усиливается, если посмотреть на...»; «Более того...»;

обобщение доказательств: «Таким образом...»; «Это ли не...» и т.п.

4) Вывод автора эссе, который ни в коем случае не должен претендовать на место единственно правильного вывода или мнения; лучше всего закончить работу вопросительным предложением.

«Было ли правление Петра продолжением правления Ивана Грозного? Я высказал свое мнение, однако остается еще много вопросов, на которые сложно ответить однозначно/ответить на которые мне мешает ограниченность во времени (если это олимпиада) …» и т. д.

Критерии оценивания эссе:

понимание смысла высказывания, ставшего темой работы;

раскрытие личной позиции автора по теме;

грамотность использования исторических теорий, понятий, фактов;

логичность изложения темы;

аргументированность и точность выводов;

знание освещения данной проблематики в научных теориях, высказываниях ученых, политиков и т.д;

образность, эмоциональность.